В условиях эксплуатации транспортные двигатели большую часть времени работают на неустановившихся режимах, когда изменяются нагрузка на двигатель, частота вращения коленчатого вала, положение органа управления подачей топлива и воздуха, угол опережения зажигания, состав смеси и тепловое состояние двигателя.
Для карбюраторных двигателей наиболее характерными неустановившимися режимами работы являются режимы пуска, а также режимы, связанные с быстрым открыванием или закрыванием дроссельных заслонок. При таких режимах на характер протекания сгорания смеси в цилиндре двигателя существенное влияние оказывают изменение условий смесеобразования, неравномерность распределения смеси по цилиндрам, несоответствие теплового состояния двигателя режиму его работы, особенности конструкции карбюратора и впускной системы.
При открывании дроссельной заслонки увеличивается поступление горючей смеси в цилиндры двигателя, повышается его мощность и возрастает частота вращения вала. Однако крутящий момент, развиваемый двигателем, оказывается обычно меньшим, чем на сходственном установившемся режиме при том же положении дроссельной заслонки и той же частоте вращения вала двигателя. Основная причина такого изменения крутящего момента кратковременное обеднение смеси, поступающей в цилиндры. Первой причиной обеднения смеси при резком открывании дроссельной заслонки является отставание подачи топлива карбюратором от расхода воздуха. Топливо из распылителей дозирующих систем вытекает с запаздыванием, так как предварительно оно должно заполнить каналы этих систем.
Второй причиной обеднения смеси в цилиндрах при разгоне (открытии дроссельной заслонки) является изменение процесса смесеобразования во впускной системе. При работе с прикрытой дроссельной заслонкой в щели, образованной кромкой дроссельной заслонки и трубопроводом, происходит интенсивное вторичное распыливание топлива, испарение топлива улучшается, и пленка жидкого топлива на стенках трубопровода отсутствует либо имеет незначительную толщину. При резком открывании дроссельной заслонки воздействие ее кромок на распыливание ослабевает, качество распыливания ухудшается, и капли топлива оседают на стенках трубопровода, увеличивая толщину пленки. В первый период после открытия заслонки происходит интенсивный рост толщины пленки и ее перемещение по впускному трубопроводу, что приводит к обеднению горючей смеси.
Когда топливная пленка достигнет цилиндра, возможно временное пере-обогащение смеси, и лишь после некоторого периода времени происходит стабилизация состава смеси, поступающей в цилиндр. В современных двигателях обеднение смеси кончается уже через 1,5—4 с после начала разгона. Этому способствуют дополнительные устройства современных карбюраторов (ускорительные насосы, пневмоприводы дроссельных заслонок и др.).