Масло, залитое в мотор, «стареет» и утрачивает свои свойства из-за нагрузок на двигатель, неправильных условий езды. Срок его эксплуатации зависит от качества масла и общего состояния двигателя.
Как определить необходимость замены масла?
Состояние масла нужно периодически проверять. Это позволит вам вовремя провести замену смазки, не позволяя двигателю работать с жидкостью, потерявшей свои свойства (как известно, это чревато всевозможными поломками).
Масло может быть очень темным, практически черным – это указывает на его загрязненность продуктами сгорания. В то же время такое масло может оставаться работоспособным и хорошо очищать двигатель. Поэтому только по цвету масла на щупе невозможно определить его состояние.
Полезные советы при замене масла
Чтобы определить необходимость замены масла, нужно его регулярно проверять – перед ожидаемыми продолжительными поездками, при доливе антифриза и так далее. На датчики, установленные для контроля уровня смазки, можно ориентироваться далеко не всегда, ведь лампа контроля загорится только в случае, когда уровень жидкости упадет на два литра.
Контролируя масло щупом, нужно обращать внимание, чтобы масла не было больше, чем отметка «максимум» и меньше, чем отметка «минимум». Кроме того, смазка обязательно должна сохранять текучесть и образовывать капли при падении.
Однако при контроле уровня не стоит забывать, что в смазку могут попадать вода и топливо. Это происходит, если машина часто ездит исключительно на короткие расстояния, за которые мотор не успевает полностью разогреться до рабочих температур. Получается, что в картере мотора скапливается конденсат. Он и вводит в заблуждение относительно реального уровня масла в двигателе. А вот если двигатель нагреется, то вода и несгоревшее топливо, оставшиеся в смазке, испарятся. Щуп будет показывать верный уровень в случае, если замеры будут производиться после 15 километров езды и до момента охлаждения двигателя.
Своевременная замена масла является гарантией длительной работоспособности вашего мотора. А потому понижать класс смазки не рекомендуется – всегда нужно использовать масло такое же по качеству или выше. Самыми бюджетными считаются минеральные масла – продукты рафинирования и дистилляции нефти. В их составе множество присадок, которые довольно быстро утрачивают свои характеристики. Минеральное масло – более вязкое, поэтому рекомендуется для старых машин с изношенным мотором. А вот для двигателей, работающих в экстремальных условиях, оно непригодно. Синтетическое масло представляет собой продукт химсинтеза. Оно отличается повышенной текучестью, уменьшает трение между элементами, снижая расход топлива и увеличивая мощность мотора. Химическая стабильность «синтетики» обеспечивает ей длительный срок службы. Полусинтетические масла считаются своеобразным «компромиссом» — они дешевле синтетики, но практичнее минеральных составов.
Стандартная периодичность замены – дважды в год или каждые 10-15 тыс. км, но на дизельных моторах или машинах, работающих с экстремальными нагрузками, это может потребоваться чаще. Если же машина эксплуатируется крайне редко, то замена нужна раз в год – в этом случае не обращают внимания на пробег транспортного средства.
Кстати, опытные автомобилисты могут самостоятельно определить необходимость замены масла с помощью простого теста – масло капают на лист бумаги с хорошей впитываемостью. Появляется жирное пятно, а внутри него – темный центр. Если края этих двух окружностей почти соприкасаются, значит, масло нуждается в замене.