Daewoo Lanos / Sens: КОМПЛЕКСНАЯ СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ДВИГАТЕЛЕМ

Ремонт, сервисное обслуживание автомобилей Daewoo тел. (050) 462-13-81
 

Под общим понятием «впрыск топлива», которому многие наши автомобилисты предпочитают не совсем корректное «инжектор» (это не вся система, а лишь форсунка), скрывается немало схем подачи топлива.

Терминов, их обозначающих, и того больше.

Почетное место первопроходца занял так называемый моно- или одноточечный впрыск (single point fuel injection), который в русскоязычных изданиях принято называть центральным.

В этой схеме топливо подаст всего одна форсунка, которая расположена над дроссельной заслонкой во впускном коллекторе. Многие автомобилисты, не без оснований, считают одноточечный впрыск самым надежным — ведь чем меньше узлов и проще конструкция, тем меньше поводов для отказов. Но одноточечный впрыск, особенно ранние его версии с механическим приводом форсунки, — это вчерашний, если не позавчерашний день двигателестроения.

В стремлении подогнать моторы под более жесткие экологические требования и сделать их экономичнее, конструкторы развили схему: свою форсунку во впускном тракте получил каждый цилиндр. Так родился многоточечный впрыск топлива (multipoint fuel injection). Система получилась сложнее, но, главное, подачу топлива и, соответственно, процесс сгорания стала контролировать точнее. По аналогии с центральным такой впрыск назвали распределенным.

Излюбленный вопрос новичков — сколько бензина позволит сэкономить впрыск? Скорее всего, в сравнении с исправным карбюратором, нисколько — на расход топлива в большей степени влияет режим и стиль езды. Сила электроники — в стабильности работы, в точности и надёжности, способности парировать отказы. Поэтому впрыск бесповоротно вытеснил карбюратор как на зарубежных так и на отечественных автомобилях!

На автомобилях Сенс применена комплексная система управления двигателем (КСУД) «Микас 7.6», разработанная специалистами СП «АвтоЗАЗ-ДЭУ» в сотрудничестве с российским разработчиком и поставщиком топливных систем ООО «МИКА-МОТОР» из Димитровграда.

В этой системе используются как элементы российского производства, так и зарубежные, в частности, совмещенный датчик абсолютного давления и температуры фирмы Siemens, а также топливные насос и фильтр от модели Lanos.

До 1 июля 2006, в основном, выпускались автомобили без каталитического нейтрализатора и лямбда-зонда (с СО-потенциометром). С 1 июля 2006 года — все изготавливаемые отечественными производителями автомобили должны соответствовать экологическим нормам Евро-2. В связи с этим, Запорожский автозавод внес в конструкцию Сенса ряд изменении: в систему выпуска отработавших газов установили катализатор с лямбда-зондом, а топливный бак снабдили системой улавливания паров бензина. Чтобы все это связать между собой используется новый жгут проводов электронной системы управления двигателем.

СО-потенциометр, который использовался для ручного регулирования состава топливо-воздушной смеси, больше не нужен (необходимость в нем отпала после внедрения лямбда-зонда). Устанавливать новый блок управления на инжекторные Сенсы не пришлось, поскольку в систему управления двигателей с контроллером «Микас 7.6» зашита программа для работы как с СО-потенциометром, так и с лямбда-зондом.

Требования Евро-2, кроме норм токсичности отработавших газов, регламентируют экологическую чистоту воздуха вокруг автомобиля. Ее обеспечивает система улавливания паров бензина, включающая в себя адсорбер, клапан продувки и систему трубопроводов.

Когда машина не работает, система улавливает испарения топлива в баке, накапливает их в адсорбере, а при запущенном двигателе подает эти пары в режиме продувки для сжигания в цилиндрах.

Наряду с системой впрыска «Микас 7.6», на автомобилях с двигателем MeM3-317 (ZAZ Lanos l,4i) начали устанавливать систему впрыска «Микас 10,3».

У автомобилей, оснащенных новым блоком управления, стал надежнее холодный пуск, улучшилась устойчивость работы на холостом ходу, плавност ь движения и динамика автомобиля при разгоне с малых оборотов.

В новой системе управления двигателем «Микас 10.3» используются дополнительные функции диагностики и управления. Например, если в каком-либо цилиндре обнаружатся пропуски сгорания, блок отключит для него подачу топлива, предотвратив повреждение каталитического нейтрализатора несгоревшей топливной смесью. Перед этим блок сообщит водителю о своем «решении» миганием лампы диагностики на панели приборов.

По-новому диагностируется и лямбда-зонд: блок анализирует его характеристики и сообщает о нарушениях в его работе, которые могут привести к увеличе¬нию токсичных выбросов и расхода топлива.

В блоке управления реализована функция «черного ящика». В энергонезависимой памяти блока сохраняется полезная для определения причин повреждения двигателя информация: о превышении предельной температуры жидкости, превышении предельной частоты вращения, использовании бензина с низким октановым числом и др. Информацию из блока управления можно извлечь с помощью сканера «АСКАН» с соответствующим программным модулем.

Двигатель, оснащенный системой управления «Микас 10.3», выполняет нормы токсичности Ееро-2, а со вторым (диагностическим) лямда-зондом и датчиком неровной дороги — Евро-3.

В системе применен новый дроссельный патрубок с меньшим проходным сечением, датчик фаз, датчик положения дроссельной заслонки, датчик неровной дороги (под нормы токсичности Евро-3), диагностический датчик абсолютного давления, датчик положения коленвала (новой конструкции).
Следующее отличие новой системы управления (при выполнении норм токсичности Евро-3) второй диагностический кислородный датчик, установленный после нейтрализатора. Сопоставляя показания двух датчиков, система оценивает эффективность работы нейтрализатора и его состояние.

Обнаружив отклонения, она скорректирует состав топливо-воздушной смеси, чтобы снизить токсичность на выходе из двигателя, либо зажжет сигнал «CHECK ENGINE», требуя ремонта системы или замены нейтрализатора.

В системе управления двигателем «Микас 10.3» также предусмотрена диагностика самих элементов сни¬жения токсичности. Контроллер следит за отклонениями в работе двигателя и появлением пропусков в воспламенении (именно тогда токсичность резко возрастает), предупреждает об этом водителя и, по возможности, нейтрализует последствия.

Как обнаруживается проблемный цилиндр? Система с помощью датчика положения коленчатого вала следит за равномерностью вращения коленчатого вала (любые пропуски в воспламенении приводят к рывкам вала).

Причиной неравномерного вращения вала, кстати, могут быть: перебои в подаче искры, нарушение состава топливовоздушной смеси, да и проста износ двигателя или выход из строя каких-либо деталей, а также неравномерные нагрузки при движении по неровной дороге.

А каким способом нейтрализуется цилиндр, где происходят пропуски? Естественно, отключается топливная форсунка. Поэтому впрыск для Евро-3 обязательно фазированный, то есть форсунки работают по очереди, «персонально», а не парами, как с системой «Микас 7.6».

С применением фазированного впрыска появилась возможность определить какой именно цилиндр нужно отключить.

При появлении отклонений в воспламенении, не приводящих к превышению токсичности в выхлопе, контроллер зажигает лампочку CHECK ENGINE.

Если же выбросы вредных веществ увеличиваются настолько, что это может вывести из строя нейтрализатор, система заставляет лампочку CHECK ENGINE мигать, привлекая внимание водителя. При этом контроллер вмешивается в работу двигателя, отключая подачу топлива в проблемный цилиндр.

В систему управления двигателем, выполняющем нормы токсичности Евро-3, включен датчик неровной дороги (он расположен непосредственно на кузове и улавливает его тряску на ухабах и ямах).

Этот датчик временно отключает систему диагностики, если неравномерность работы двигателя возникает при движении по неровной дороге (неровная дорога создает переменную нагрузку на трансмиссию, а через нее воздействует и на двигатель).

В настоящее время в Украине и России действуют нормы токсичности Евро-2, поэтому автомобили не оснащаются комплектами, удовлетворяющими нормы Евро-3 (они дороже тех, что обеспечивают Евро-2). Но к выпуску таких автомобилей Запорожский автозавод полностью готов, и перейдет на нормы Евро-3, если будут приняты соответствующие законо¬дательные акты.

В двигателе MeM3-307 (Sens 1,3i) и применяется система распределенного впрыска топлива «Микас 7.6» (на каждый цилиндр — отдельная форсунка). Форсунки включаются попарно (для I-4 и 2-3 цилиндров) при под¬ходе поршней к верхней мертвой точке (ВМТ).

В двигателе MeM3-3I7 (ZAZ Lanos 1,4 может быть установлена система распределенного фазированного впрыска топлива «Микас 10.3»: топливо подается форсунками поочередно в соответствии с порядком работы цилиндров, что позволяет снизить токсичность отработавших газов и уменьшить расход топлива.

Системы управления двигателем «Микас 7.6» и «Микас 10.3» состоят из датчиков и исполнительных устройств, подключенных к микропроцессору — контроллеру.

Контроллер на основании информации, получаемой от датчиков, управляет форсунками (подачей топлива), блоком зажигания и другими устройствами.

Электронная система управления двигателем позволяет обеспечить:

— эффективную работу двигателя при оптимальной степени сжатия и контролируемое изменение процессов сгорания в зависимости от нагрузки;
— плавное, без рывков, движение автомобиля;
— топливную экономичность;
— устранение характерных недостатков карбюраторных двигателей — неравномерное распределение рабочей смеси по цилиндрам, оседание топлива на стенках впускного коллектора, снижающее надёжность пуска при низких температурах.

Помимо управления впрыском топлива электронная система управляет накоплением энергии в модуле зажигания, частотой вращения коленчатого вала в режиме холостою хода, электробензонасосом, продувкой адсор¬бера. контрольной лампой «CHECK ENGINE», расположенной на панели приборов.

 
Ремонт, сервисное обслуживание автомобилей Daewoo тел. (050) 462-13-81
 



Speak Your Mind

*